Технологическая карта урока ИЗО
« Реальность и фантазия в творчестве художника» - 6 класс (9 урок, 29 0ктября 2015 год)
Тема урока: Реальность и фантазия в творчестве художника
Тип урока: Урок изучение нового материала
Цель урока: Сформировать у обучающихся понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника.
Задачи урока:
1. Сформировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве, на примере некоторых работ известных художников.
2. Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
3. Воспитать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения различных известных художников.
- : интерактивный комплекс, презентация со слайдами, мягкие игрушки, мешочки.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
|
Учебные действия
|
Планируемый уровень достижения результатов обучения
|
Предметные
|
1.Научиться уважительно, относиться к культуре своей страны, эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства, как значимой сферы человеческой жизни, и выражать своё отношение к ним, на примере некоторых работ известных художников страны и родного края, отличая реальность от фантазии, развивать самостоятельность в поиске решения различных задач.
- . Научиться формировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве, получить представление о реальности и фантазии в творчестве художников, научиться выполнять творческую работу, используя свою фантазию и воображение.
|
Повышенный уровень
Необходимый уровень
|
Регулятивные
|
1. Развивать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
2. Работать по предложенному плану, стараться оценивать успешность своего задания.
|
Повышенный уровень
Необходимый уровень
|
Познавательные
|
1.Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, развивать умение осуществлять анализ художественного произведения.
2.Уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.
|
Повышенный уровень
Необходимый уровень
|
Коммуникативные
|
1. Внимательно слушать и понимать других, делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать умение выражать свои мысли, в оценочном суждении вступая в беседу.
2.Развивать умение выслушивать и принимать различные точки зрения и пытаться формулировать собственное мнение, высказывая свои мысли и предложения
|
Повышенный уровень
Необходимый уровень
|
Этап урока,
время этапа
|
Задачи этапа
|
Методы, приемы
обучения
|
Формы учебного взаимодействия
|
Деятельность педагога
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД и предметные действия
|
1) Мотивационно – целевой этап
(организационный)
|
- Подготовить учащихся к работе на уроке.
- Подвести к теме урока
-Путём рассуждения
( над вопросом) сделать соответствующие выводы.
|
Словесный, игровой,
беседа, рассуждение
|
Фронтальная
Кооперативно – групповая, индивидуальная
|
Проверка организации рабочего места. Эмоциональный настрой: (включается спокойная фантастическая музыка)
- Закройте глаза и представьте что-то, от чего ваше настроение сразу становится лучше. Расскажите, пожалуйста, что вы представили.
- Кто-то представил любимого человека, кто-то игрушку или другой предмет, кто-то картину природы.
А что вам понадобилось, чтобы представить их? (воображение, фантазия).
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока. Реальность и фантазия. Но не просто реальность и не просто фантазия, а реальность и фантазия в творчестве художника.
(слайд 1)
Сейчас предлагаю объединиться в мини группы (по 4 человека) и ответить на такой вопрос:
- Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия и воображение?
|
Проверяют готовность рабочего места.
Рассказывают о том, что представили.
Отвечают на вопросы
(чтобы мечтать, делать открытия, создавать новое).
|
Познавательные: Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, уметь делать выводы.
Коммуникативные: Внимательно слушать и понимать других.
Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения ответов на предложенный вопрос.
Регулятивные: Стараться оценить успешность
( правильность) своего задания
( ответа)
|
2) Ориентировочно – мотивационный этап
|
-Путём рассуждения
( над вопросом) сделать соответствующие выводы, для того, чтобы выяснить, какие цели мы можем преследовать на сегодняшнем уроке.
- Объяснение понятия художественное творчество
|
Словесный,
беседа, рассуждение
|
Фронтальная, индивидуальная
|
На протяжении первой четверти вы занимались художественным творчеством. На доске символ понятия "художественное творчество" (слайд 2). Как вы его понимаете? (реальность и фантазия - два крыла художественного творчества).
- Как вы думаете, какие цели мы можем преследовать на сегодняшнем уроке по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"?
|
Рассуждают, отвечают на вопросы
Формулируют цели и задачи:
- понять роль реальности и фантазии в творчестве художника
- узнать, что такое творческое воображение и как оно проявляется в творчестве художников,
- с помощью каких выразительных средств можно создать фантастический рисунок
|
Познавательные:Уметь делать выводы, развивать владение навыком построения логических рассуждений.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель, планировать её реализацию.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения ответов на предложенный вопрос
|
3)Поисково – исследовательский этап
|
Найти ответ на вопрос: Реальность и фантазия! Может быть от чего – то отказаться?
- Научиться анализировать картины художников, высказывая своё личное мнение
|
Наглядный, словесный
рассказ,
беседа
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Продолжаем работать с презентацией.
Реальность – это наш существующий мир, а фантазия – плод нашего творчества. (слайд 3)
(примеры: посмотри в окно-реальность или фантазия
Баба яга, Русалка и т д.)
Художник, умеющий видеть, умеет и фантазировать. Художник придумывает сказочно – фантастические сюжеты, иные миры, небывалые страны. В фантастическом мире может быть реальным существование любых фантастических существ.
А как же реальность, может от неё следует отказаться?
Конечно же, нет, реальность расскажет нам о событиях прошлого. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком.
А теперь проведем экскурсию в Третьяковскую галерею, где представлены знаменитые произведения известных художников.
Перед вами репродукция картины В.М. Васнецова "Иван-царевич и серый волк" (слайд 4). Можете вы сказать реальность это или фантазия? (есть и реальное, есть и сказочное, сказка – это особый мир фантазии и реальности). Можете ли вы, не всматриваясь в происходящее на полотне, сказать каков сюжет по своему характеру: радостный, печальный, трагичный, торжественный?
- В созданных произведениях раскрываются события, явления, пропущенные через фантазию автора, его отношение. Художнику требуется мастерство владения средствами художественной выразительности, чтобы передать свои переживания нам - зрителям. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни людей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ.
- Глядя на некоторые картины, трудно сразу понять реальность это или фантазия. Репродукция картины «Утро в сосновом бору» (слайд 5).
Перенесемся в другой зал, где представлены:
произведения знаменитых художников Сахаровской А.Н - линогравюра к эпосу «Гэсэр», слайд 6, и молодого художника-скульптора Даши Намдыкова «Стихия», «Спящий Будда» (слайд 7).
|
Слушают, запоминают,
участвуют в беседе, в анализе картины.
2 человека отвечают на вопрос:
Что вам известно об этом историческом событии?
( дополнительный материал подготовлен дома)
|
Познавательные: Уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с реальностью и фантазией в творческой деятельности художников, эмоциональное «проживание» сюжета картины, выражение своих эмоций. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.
Регулятивные: работать по предложенному плану (план работы над картиной)
Предметные: Научиться формировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве (на примере работ художников), научиться эмоционально, воспринимать произведения различных видов искусства
|
|
|
|
|
Отвечают на вопрос, аргументируют свои ответы.
|
|
4)Практический этап
|
- Выполнить творческую работу
|
Словесный,
Практический,
беседа
|
Групповая
|
Сегодня нам с вами предстоит интересная творческая работа. Вам предстоит примерить на себя образ художника. Сейчас мы тоже немного пофантазируем и выполним творческую работу, в которой вы можете объединить одновременно и фантазию и реальность. Для этого у вас есть всё необходимое (в заранее подготовленном мешке лежит мягкая игрушка, например тигренок)
- Ребята, хотите узнать, что в мешке? Только не заглядывайте в мешок, попробуем догадаться, кто же там спрятался? (все соглашаются).
Дети не заглядывая в мешок, ощупывая предмет, запоминая его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения).
-Дети, вы догадались, кто в мешке? ( все высказывают свои предположения)
- А давайте встанем и покажем друг другу походку и повадки того животного. ( Дети встают и изображают пластикой тела).
- Ребята, теперь попробуем изобразить вашего героя на бумаге. Сначала рисунок сделаем карандашом, потом красками, не забываем про фон.
(музыка ).
У каждого из вас получиться своя творческая работа, а в конце урока мы посмотрим, что же у вас получилось.
|
Ребята выполняют творческую работу, используя свою фантазию и воображение
|
Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач (при выполнении индивидуальной творческой работы)
Регулятивные:
Умение работать по предложенному учителем плану.
Предметные: научиться выполнять творческую работу, используя свою фантазию и воображение.
|
|
|
|
|
|
|
|
5) Рефлексивно - оценочный этап
|
- Дать оценку своей творческой работе
|
Словесный,
беседа - рассуждение
|
Фронтальная, индивидуальная
|
.Прошу выйти к доске тех ребят, кто хотел бы продемонстрировать нам свои работы. Мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу. Справились ли вы с работой, вы молодец, или вам нужно ещё поработать, так как что то не получилось или сегодня не ваш день, вам было тяжело выполнить работу. (Выслушиваем мнения ребят)
А мне кажется, вы все сегодня замечательно справились с работой.
Как вы считаете, ребята, что нового мы узнали сегодня, чему научились?
- На следующем уроке вы узнаете, как творческое воображение художника проявляется в жанре натюрморта.
А не сегодня наш урок подошёл к завершению, спасибо всем за работу.
|
Отвечают на вопросы.
Ребята сами анализируют и оценивают свою работу.
Ответы детей.
Сегодня мы узнали, что такое творческое воображение и как оно проявляется в творчестве художников.
Смогли выполнить интересную творческую работу, используя своё собственное воображение
|
Регулятивные: Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: Развивать способность произвольно строить речевое высказывание, уметь делать выводы, оперируя репродукциями и образами, развивать владение навыком построения логических рассуждений. связей.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении.
|
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
|
|
|
На следующий урок вам нужно принести, лист А3, карандаш, восковые мелки.
А также найти любую репродукцию картины известных художников, где вместе шагают реальность и фантазия.
|
Записывают домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|