Пятница, 26.04.2024, 09:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Цыдыпова Ольга Дабаевна

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

Части и целое в предметной ситуации
13.01.2014, 14:21
Тема урока: «Целое и части в предметной ситуации.
Цели урока:
1.   Ввести понятие об отношении частей и целого. Научить ребёнка изображать это отношение с помощью схем, буквенных формул и буквенно-графических моделей с «лучиками».
2.   Развивать теоретическое мышление. 
3.  Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Предметная задача: Выделить предметные ситуации, описываемые отношением целого и частей. Освоить графические (чертежи) и знаковые (формулы) средства моделирования этих отношений.
Формирование УУД: 
Регулятивные умения – планирование, оценивание;
Познавательные – анализ и синтез
Планируемый результат: Соотносить предметную ситуацию и чертеж отношения целого и частей. 
Оборудование: сказка Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», заготовки из цветной бумаги круга и полоски, листочки для конструирования буквенно-графической модели, раздаточный материал для проверки степени усвоения нового материала, интерактивная доска, выход в Интернет.
Ход урока: 
I. Орг. момент для установления эмоционального комфорта.
1. Приветствие
2. Чистописание (С исправлением ошибок)
 II. Актуализация знаний
   III.  Конструирование модели с лучиками.
     Прочитать отрывок сказки Н.Н. Носова « Приключение Незнайки и его друзей», где речь идёт о том, как Незнайке показалось, что от Солнца оторвался кусок и ударил его по голове, и как всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.
1   Создать «ситуацию успеха», используя изученный материал и вводя новые термины «части» и «целое».
      - Как вы думаете, поверили ему коротышки или нет?
      - Поставьте себя на место Знайки и представьте, как он рассуждал, услышав историю про Солнце от которого оторвался кусок.
       - Вырежьте «Солнышки» из цветной бумаги и покажите, какой кусок откололся. 
        - Сколько частей вы держите?  ( две) 
- Какие это части по отношению друг к другу? ( Одна больше, другая меньше.) 
- Обозначьте эти части буквами. ( А и В )
-Теперь восстановите расколовшееся Солнце. Какая величина получилась? (С). Теперь Солнышко стало целым. 
 - Составим схему и запишем формулу. ( А+В=С  С=А+В )
(Начертить схему на доске и в тетрадях, обозначить буквами  и дужками)

                                                             ( А+В=С  С=А+В )

2   Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками» 
 Вместо Солнца возьмите полоску и  покажите, как оно раскололось на части. ( Части должны быть примерно одинаковыми.) 

                                       С
                                А              В
Запишем эту модель в тетради под схемой.
Эта модель говорит о том, что целое  С  состоит из двух частей  А  и  В . 
Наша задача: придумать, как выделить в модели целое и части.
Детям дать возможность самим придумать обозначения. Если не могут, то переход на 2 задание
IV.    «Собери телефон»  
(Выход в Интернет)
 ( Целое обозначают кружком, а части – треугольником.)
                                С
                         В            А
(В формулах, на схемах и моделях обозначить части и целое)

V   Физ. минутка. 
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «Раз», и делай «Два»!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз – 
И на место все садись.
VI   Контроль и оценка
1. На самом деле, на Незнайку во время прогулки налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. То ли от удара жука, то ли от падения, у него появилась большущая шишка на голове. Доктор Пилюлькин приготовил Незнайке лекарство и сразу разлил его по баночкам. Лекарство из первой баночки он должен был выпить утром, из второй – в обед, а из третьей –вечером.  
(Посоветуйтесь в группах и дополните запись доктора Пилюлькина). Задание дать на листочках
2. Когда Незнайка лежал в больнице у Пилюлькина, от нечего делать он также делил целое на части: и яблоки, и апельсины, и даже целую тарелку с кашей делил на порции. При этом он составлял модели (Рабочая тетрадь. С.Ф.Горбов. Стр. 17). Как всегда поторопился и забыл обозначить целое и части кружочками и треугольниками. Поможем ему в этом. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой в парах. Затем проверяем фронтально.)
VII    Подведём итоги урока. 
  - С кем из сказочных героев встретились на уроке?
  - Кому помогли? 
  - Что нового узнали? ( Чертили схему на одном отрезке; Научились составлять новую буквенно-графическую модель. 
 - Может ли быть часть больше целого? 
VIII  Самооценка. 
  Начертите в тетради «волшебную линеечку». Подумайте, какую оценку вы поставите себе за урок. Поняли ли вы новую тему? Научились ли вы составлять модели с «лучиками»?
IX   Домашнее задание: рассказать и показать родителям, что нового узнали на уроке, сказать о наших новых друзьях.




Категория: Уроки | Добавил: Ольга
Просмотров: 805 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]