Каталог файлов
Главная » Файлы » Уроки |
Части и целое в предметной ситуации
13.01.2014, 14:21 | |
Тема урока: «Целое и части в предметной ситуации. Цели урока: 1. Ввести понятие об отношении частей и целого. Научить ребёнка изображать это отношение с помощью схем, буквенных формул и буквенно-графических моделей с «лучиками». 2. Развивать теоретическое мышление. 3. Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся. Предметная задача: Выделить предметные ситуации, описываемые отношением целого и частей. Освоить графические (чертежи) и знаковые (формулы) средства моделирования этих отношений. Формирование УУД: Регулятивные умения – планирование, оценивание; Познавательные – анализ и синтез Планируемый результат: Соотносить предметную ситуацию и чертеж отношения целого и частей. Оборудование: сказка Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», заготовки из цветной бумаги круга и полоски, листочки для конструирования буквенно-графической модели, раздаточный материал для проверки степени усвоения нового материала, интерактивная доска, выход в Интернет. Ход урока: I. Орг. момент для установления эмоционального комфорта. 1. Приветствие 2. Чистописание (С исправлением ошибок) II. Актуализация знаний III. Конструирование модели с лучиками. Прочитать отрывок сказки Н.Н. Носова « Приключение Незнайки и его друзей», где речь идёт о том, как Незнайке показалось, что от Солнца оторвался кусок и ударил его по голове, и как всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал. 1 Создать «ситуацию успеха», используя изученный материал и вводя новые термины «части» и «целое». - Как вы думаете, поверили ему коротышки или нет? - Поставьте себя на место Знайки и представьте, как он рассуждал, услышав историю про Солнце от которого оторвался кусок. - Вырежьте «Солнышки» из цветной бумаги и покажите, какой кусок откололся. - Сколько частей вы держите? ( две) - Какие это части по отношению друг к другу? ( Одна больше, другая меньше.) - Обозначьте эти части буквами. ( А и В ) -Теперь восстановите расколовшееся Солнце. Какая величина получилась? (С). Теперь Солнышко стало целым. - Составим схему и запишем формулу. ( А+В=С С=А+В ) (Начертить схему на доске и в тетрадях, обозначить буквами и дужками) ( А+В=С С=А+В ) 2 Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками» Вместо Солнца возьмите полоску и покажите, как оно раскололось на части. ( Части должны быть примерно одинаковыми.) С А В Запишем эту модель в тетради под схемой. Эта модель говорит о том, что целое С состоит из двух частей А и В . Наша задача: придумать, как выделить в модели целое и части. Детям дать возможность самим придумать обозначения. Если не могут, то переход на 2 задание IV. «Собери телефон» (Выход в Интернет) ( Целое обозначают кружком, а части – треугольником.) С В А (В формулах, на схемах и моделях обозначить части и целое) V Физ. минутка. Руки ставим мы вразлет: Появился самолет. Мах крылом туда-сюда, Делай «Раз», и делай «Два»! Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Опустили руки вниз – И на место все садись. VI Контроль и оценка 1. На самом деле, на Незнайку во время прогулки налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. То ли от удара жука, то ли от падения, у него появилась большущая шишка на голове. Доктор Пилюлькин приготовил Незнайке лекарство и сразу разлил его по баночкам. Лекарство из первой баночки он должен был выпить утром, из второй – в обед, а из третьей –вечером. (Посоветуйтесь в группах и дополните запись доктора Пилюлькина). Задание дать на листочках 2. Когда Незнайка лежал в больнице у Пилюлькина, от нечего делать он также делил целое на части: и яблоки, и апельсины, и даже целую тарелку с кашей делил на порции. При этом он составлял модели (Рабочая тетрадь. С.Ф.Горбов. Стр. 17). Как всегда поторопился и забыл обозначить целое и части кружочками и треугольниками. Поможем ему в этом. (Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой в парах. Затем проверяем фронтально.) VII Подведём итоги урока. - С кем из сказочных героев встретились на уроке? - Кому помогли? - Что нового узнали? ( Чертили схему на одном отрезке; Научились составлять новую буквенно-графическую модель. - Может ли быть часть больше целого? VIII Самооценка. Начертите в тетради «волшебную линеечку». Подумайте, какую оценку вы поставите себе за урок. Поняли ли вы новую тему? Научились ли вы составлять модели с «лучиками»? IX Домашнее задание: рассказать и показать родителям, что нового узнали на уроке, сказать о наших новых друзьях. | |
Просмотров: 805 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |