Суббота, 20.04.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Цыдыпова Ольга Дабаевна

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс
11.01.2014, 20:27
                                                 Пояснительная записка.
     Данный проект рабочей программы  составлен  для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) на основе  примерной программы по русскому языку (Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык. Программа для четырехлетней начальной школы. – М.: Издатель Рассказов, 2000.) в соответствии  проекта ФГОС НОО 2009г. 
Это профессиональное определение учителем своих стратегических позиций, за счет которых будет возможна организация детско-взрослого сотрудничества в решении системы учебных задач по предмету «Русский язык. 2 класс», на реализацию  которого  отводится по Базисному плану по 5 часов на 34 недели. Всего за учебный год – 170 часов. Содержание данного предмета изучается по учебнику 2 класса, который является частью комплекта учебников по русскому языку В.В. Репкина и его соавторов. (Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык. 2 класс. Ч. 1 и 2. – М.: Вита-Пресс, 2013.).
    Учителем, опираясь на исходные ориентиры предметного содержания (с чем работает и к  каким предметным знаниям приходит ученик),  вырабатывается  структура педагогической поддержки его инициативного  движения в предмете. Поэтому структуру  такой программы образуют: 
- стратегический замысел педагогической поддержки – какие учебные задачи поставит ученик, и какие общие способы предметного действия станут результатом их решения («Предметно-логическая схема общих способов действия»);
-последствия педагогической поддержки – какое качество предметных знаний ученика и его действий самоконтроля и самооценки станут определять уровень его подготовки по предмету («Критерии качества предметных знаний и  предметных действий ученика по итогам решения учебной задачи» и «Критерии сформированности действий самоконтроля и самооценки ученика по итогам решения учебной задачи»);
-этапы педагогической поддержки – из каких частей будет состоять решение учеником каждой из учебных задач; какие учебные действия позволят ученику выполнить каждую часть решения; какие звенья общего способа предметного действия будут построены учеником по итогам каждой такой части («Исследовательские циклы», «Тематика цикловой группировки образовательных ситуаций» и «Критерии предметных знаний, действий и действий самоконтроля и самооценки» детей по итогам каждого цикла;
-образовательные ситуации педагогической поддержки – ключевые задания мотивирующие обращение ученика к сотрудничеству для  построения учебного действия, и содержание действий детей требующего включения в работу («Ключевые задания к образовательной ситуации каждого типа», «Предметно-коммуникативное содержание образовательной ситуации», и «Результат осуществления учебного действия») по итогам сотрудничества в образовательной ситуации.
Таким образом, проект  данной программы состоит из трех  основных пунктов предметно-логической схемы проектирования учителем рабочей программы (автор М.В.Каминская, д.пс.н., науч.рук. Сетевого проекта «Профессионализм учителя РО»):
1). Стратегический замысел учителя как взрослой стороны сотрудничества:
Это: - Операциональный  состав  формирования орфографического действия;
2)  Последствия детско-взрослого учебного сотрудничества в решении каждой из общетеоретических учебных задач, при условии, что замысел проекта будет реализован:
Это: - «Критерии качества предметных знаний и  предметных действий ученика по итогам 
            решения учебной задачи» и 
       - «Критерии сформированности действий самоконтроля и самооценки ученика по итогам 
           решения учебной задачи»
3)  Поэтапное осуществление решения  каждой общетеоретической учебной задачи в сотрудничестве с учениками:
Это: - Исследовательские циклы и тематика цикловой группировки образовательных ситуаций детско-взрослого сотрудничества.

 Предметно – логическая схема  общих способов действия
                               по русскому языку во втором классе.

                                     
                                       Общие способы действия учащихся


           Фонематический принцип 
                  русского письма        
        Морфемный анализ слова
           
            Операциональный состав
            орфографического действия:


1. Определить слабые и сильные позиции звуков.
2. Записать слово с пропуском орфограмм.
3. Установить тип орфограмм:
                 -в слабой позиции
                 - в сильной позиции.
4. Определить место орфограмм, учитывая состав слова.
5. Применить способы проверки согласно по типу орфограмм:
              - ОЗРП (в той же части слова);
              - Словарь;
              - По договору;    
 Операциональный состав морфемного    
                       анализа:


     1. Отнести  слово к определенной группе: а) предмет
    б) признак
          в) действие

2.Найти окончание:
а) определить изменение;
б) выделить изменяемую часть;

3. Выделить основу.
4. Выделить корень.
5. Выделить аффиксы.


                                    Критерии освоения программы.
Цель: Сформировать орфографические  действия,  опираясь  на   основной закон русского письма.
 Задачи
Критерии качества предметных знаний и предметных действий по итогам решения учебной задачи.
Критерии сформированности действий самоконтроля и самооценки по итогам решения учебной задачи.
1.Сформировать понятие сильных и слабых позиции; овладеть письмом с пропуском слабых позиций.
2.Обращение к достоверному орфографическому образцу.
3. Открытие общего способа проверки ОСП – ОЗРП.
4.Необходимость определения границ применимости ОЗРП.
5.Установление всеобщности принципа письма по ОЗРП.
6.Конкретизация и применение общего способа действия.
- что такое фонема (смыслоразличительная звуковая единица языка) и звук (представитель фонемы в слове);
- фонематический принцип письма (обозначение буквами фонем, а не звуков);
- различие  между сильными и слабыми позициями фонемы;
- признаки сильных и слабых позиции гласных и согласных (парных по звонкости-глухости, твердости-мягкости) фонем;
- типы орфограмм по позициям фонемы (орфограммы сильных и слабых позиций)
 общий способ проверки ОЗРП (приведение фонемы к сильной позиции в той же значимой части слова);
 основные типы словоизменений (по числам, падежам, родам, временам и лицам);
 что такое родственные слова;
определения
 значимых частей слова (основы и окончания, корня, аффиксов); - определять фонемный состав слова и составлять его  фонемную запись;
уметь работать с орфографическим словарем;
 выделять в слове значимые части (путем изменения слова и сопоставления производного и производящего слова);
- подбирать однокоренные слова;
- различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова;
- выделять в слове ОСП и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
- проверять ОСП в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;
- объяснить ОСП аффиксов путем сопоставления с заданным словом с той же морфемой в сильной позиций;
- проверять изученные орфограммы сильных позиций;
Логика движения ученика к решению орфографической задачи
Учебные задачи: 1. Сформировать понятие сильных и слабых позиции,
                                      овладеть письмом с пропуском слабых позиций.
                                  2. Вооружить учащихся способом проверки ОСП по сильной позиции.  
                                  3. Необходимость определения границ применимости ОЗРП.  
                                  4. Установление всеобщности принципа письма по ОЗРП. 
                                  5.Конкретизация и применение общего способа действия.

  Исследовательские циклы: а) Позиционное чередование звуков.
                                                        б) Проверка ОСП с помощью орфографического словаря.
                                                        в) Проверка орфограмм  по сильной позиции.
                                                        г) Необходимость учета состава слова при проверке ОСП.
                                                        д) Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью 
                                                            родственных слов.
                   Темы Критерии предметных знаний и действий Критерии сформированности

а) Можно ли два разных звука обозначать одной буквой?
б) Где искать секрет?
в) Как  проверить ОСП без словаря?
г) Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?
д) Есть ли у слов родственники?
1. Обнаружение факта чередования звуков.
2. Установление причины чередования.
3. Выявить отличия между обнаруженными позициями.
4. Отметить отличительные признаки  установленных позиций.
5. Открыть закон русского письма.
6. Открытие класса орфограмм слабых позиций.
7. «найти» рациональный способ письма.
1. Назначение и приемы работы  с орфографическим словарем.
2. Установить  последовательность действий при работе со словарем и уточнить алгоритм письма по готовому образцу.
3. Обнаружить свойство печатного текста.
1. сконструировать способ действия по определению буквы на месте звука в слабой позиции.
2. Узнать, как изменяются слова.
3. Способы проверки некоторых ОСП по договору – по правилу.
4. Систематизация способов проверки ОСП.
1. Отнести общий способ проверки ОСП к орфограммам основы.
2. Обнаружить  в слове окончание и сконструировать способ  выделения.
3. Найти в слове основу и сконструировать способ выделения.
4. Отнести общий способ проверки орфограмм к орфограммам основы.
1. Сконструировать понятие о родственных словах.
2. Установление отношений словообразовательной производности
3. Обнаружить значимые части с помощью которых появляются новые слова.
4. Выявить возможность проверки
- Умение определить сильные и слабые позиции;
- умение писать с пропусками ОСП;
- умение разграничивать мену звуков в разных словах и чередование звуков в одном слове;
- выполнение алгоритма письма по готовому образцу;
- умение проверять ОСП по словарю;
- умение  применять способы проверки;
- понимание типов изменений слов;
- умение применять ОЗРП в основе слова;
- умение выделять значимые части сконструированным способом;
- умение подбирать однокоренные слова;
- уметь выделять в основе корень и аффиксы;
-различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова;
- выделять в слове орфограммы;
- определять принадлежность орфограмм к той или иной значимой части;
- проверять ОСП в корне путем подбора однокоренных слов.

                        Оценочный лист  действий самоконтроля и самооценки.
№ заданий          
 
Цель задания                            
       Контрольные задания 1-го цикла.

Критерии оценки
                 Содержание задания
Проверка навыка Диктант
- 14 пропусков  13—выс; 8-12 – сред; 8 и ниже – низкий;
- умение писать с пропусками ОСП на месте гласных Вариант 1.
После теплых дождей быстро растут грибы. Весело в эту пору бродить в лесу! На каждом шагу коричневая шляпка. Только успевай срезать.
Вариант 2.
У Кол_ в руках бумажн_й змей.  Мальч_к сам клее_л змее_ целую н_делю.П_л_тит ил_ нет? Ура! Змей н_брал в_с_ту _ л_тит.
Проверка способа действия Диагностическое задание

выписать слова с чередующимися звуками
-умение видеть замену  одного звука другим в разных словах, и чередование, связанное с изменением позиции звука в одном и том же слове; Вариант 1.                          Вариант 2.
[дом] – [дам]                    [вол] – [вал]
[дом] – [дама]                  [ствол] – [ствалы]
[пол] – [пыл]                     [в’ одра] – [выдра]
[пол] -  [палы]                   [в ‘одра] – [в’ идро]
Цель задания Содержание задания Критерии оценки
Проверка навыка Диктант

21 слов -  42 пропуска - 
39-40 выс, 30-38 средн, 10-30 низк. 
23 слова – 34 пропуска – 32-30-выс; 29-21-сред;  21 и ниже-низк;
-умение писать с пропуском ОСП на месте согласных;
Вариант 1.
                      Скоро зима.
 Мороз сковал ледком лужи на лесных дорожках. Зябко стало дубкам и березкам. Холод загнал в норки зверьков. Пташки спрятались в гнездышки.
 Вариант 2.       [л’эс ос’ин’й’у]
[мы шл’и па л’исной’ трап’инки’].  [ласкава св’ит’ила солнышка].  [пахла гр’ибам’и и л’иствой’].  [раздалс’а прат’ажный’ кр’ик].  [эта высако в н’эб’и л’ит’эл кас’ак жкравл’эй’]. 

Проверка способа действия Диагностическая работа
-разграничение мену звуков в разных словах и чередование звуков в одном слове;
Вариант 1.                        Вариант 2.
]сток] – [стага]                [гот] – [годы]
[сток] – [стол]                 [гот] – [гол]
[броф ] – [бров и]          [нош] – [нажы]
[броф ] – [брос ]             [нош] – [нос] -выписать пары изменений с чередующимися звуками;

Контрольные задания 2-го цикла. 
Цель Контрольные задания 2-го цикла.
Проверка навыка письма по готовому образцу;
Списывание
Вариант 1. В тундре.
В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.
 Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на неё.
 Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больных и слабых оленей. Могут наброситься и на оленёнка. Здоровых,  сильных оленей им трудно поймать.
Вариант 2. Серебряный хвост.
 Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
 Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Вот она скользит по жесткому насту, вот проваливается в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
 Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом. -объем списанного и качество письма;
-умение писать по алгоритму;
Проверка эффективности работы с орфографическим словарем
Контрольная работа
-умение писать без пропусков; Задание: записать слова буквами в два столбика. В первый – в написании которых не сомневаетесь (пишите их без пропусков), во второй – слова, в написании которых сомневаетесь.
Вариант 1. 
[варона], [карандаш], [работа], [б’ир’оза], [клас], [д’эвач’ка], [уч’ин’ик], [м’идв’ет’], [сабака], [пасуда], [тавар’ищ’], [й’агада], [капуста], [кан’к’и]
Вариант 2.
[п’инал], [карова], [пал’то], [в’ет’ир], [руск’ий’], [машына], [уч’ит’ил’], [т’трат’], [сарока], [малако], [уражай’], [заиц], [завот], [лапата]
14 слов –
 85%-5
 84%-70%-4
  69%-50%-3
  49% – 30%-2
Установление границ знания-незнания.
Диагностическая работа.
Задание:  в списке есть слова, орфограммы в которых орфографический словарь проверить не может. Выпишите их, обозначая пропуском. Орфограммы в остальных словах проверьте по словарю и запишите их буквами без пропусков.
Вариант 1.
С книгам(е,и),  пропе(л,лл)ер,  на лужайк(е,и),  уч(ё,о)ба
Вариант 2.
С ручкам(е,и),  и(л,лл)юстрация,  на площадк(е,и),  ш(ё,о)рох

- понимание детьми того, в каких случаях  можно пользоваться с орфографическим словарем ,а в каких нет;

Контрольные задания 3-го цикла.
Цель задания Содержание задания Критерии оценки
3.1 Проверить уровень овладения способами проверкиОСП Диктант
-необоснованные пропуски;
- проверяю –по Словарю;
- по сильной позиции;
- по договору;
- умение  применять способы проверки;
Вариант 1.
Ночью вьюга замела дорожки. Мы скользим на лыжах по лесным полянам. Вокруг стоят деревья в зимнем наряде. Березы и осины покрыты пушистым снегом. Солнечный луч осветил стройные деревья. Хорошо в лесу!

Вариант 2.  
В нашем дворе рос большой клен. В зимние дни на клен прилетала стая голодных дроздов. Ребята повесили птицам кормушку. Насыпали туда разных зерен и крошек хлеба. Дрозды были рады вкусному обеду. Хорошие друзья у птиц!
3.2 - понимание типов изменений слов;
Диагностическая работа
- записать как можно больше изменений каждого слова, которое может изменяться.
Вариант 1.
Мороз, дежурю, береза, метро
Вариант 2.
Петух, рисую, карандаш, шоссе
Контрольные задания 4-го цикла.

Цель задания Содержание задания Критерии оценки
4.1 Проконтролировать уровень овладения способами проверки ОСП диктант
Вариант 1.
                            Зимой в лесу.
Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снежные шапки укрыли дубки. С берез сыпался иней. Под ногами хрустел снег. Снегири прыгали по шишкам елей. Здесь и там на снегу был виден звериный след.

Вариант 2.
                            Этажи леса.
 У птиц и зверей в лесу  свои этажи. В корнях поселились мыши. А знаешь, где живет соловей? Он вьет свое гнездо в траве. В дупле дерева живут дятлы и синицы. А на самом верху в гнездах – хищные птицы. Всем хватает места на лесных этажах!
-умею писать применяя способы проверки ОСП
4.2 Проверить умение выделять значимые части слова Диагностическая работа
   Рассуждение   ребенка:

-Умею, пользуясь сконструированным способом выделять значимые части слова:
-есть в данных словах окончание или нет, и если есть, какое оно.
Вариант 1.
Трамвай, зеленый, невзначай

Вариант 2.
Водопой, слепой, украдкой

 
                                                                Контрольные задания 5 цикла.
Цель задания Содержание задания Критерии оценки
5.1 Проверить уровень сформированности орфографического действия Диктант.
-умею писать применяя способы проверки ОСП
Вариант 1.
                               Мишка.
Лисенок Мишка стал большим и сильным. Однажды Даша сидела на полянке и читала. Рядом паслась корова с теленком. Вдруг из кустов выскочил волк и прямо к теленку. Откуда ни возьмись – Мишка. Бросился он на волка, ударил его ногой. Волк так и покатился по траве.
Вариант 2.
                               Кораблик.
Подхватил ручей мой кораблик и понес его. Волны кидают кораблик из стороны в сторону. А он плывет дальше.  Я рядом бегу. Ребята за мной спешат. Но вот и река. Поплыл мой кораблик в речную даль. Вот уже крохотной точкой мелькнул и скрылся.
5.2 Проверка способа выделения в слове значимых частей Диагностическая работа. Рассуждения: - чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать не менее 3-4 однокоренных слов
Вариант 1.
покраснеет

Вариант 2.
Почернеет
5.3 Проверка способа выделения в слове значимых частей Диагностическая работа. -установление границ корней, в которых встречается и непозиционное чередование, и беглый гласный звук;
-объяснение учащимися «секрета» лишних слов.
Вариант 1.
Заносит, носки, ноша
Списал, спина, спел
Вариант 2.
Наследит, лежим, выслеживаю
Слезу, слезы, слижет

                                                      







Категория: Рабочие программы | Добавил: Ольга
Просмотров: 1432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]