Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие программы |
Рабочая программа по математике 1 класс.
13.01.2014, 16:18 | |
1 Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа по курсу математики в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст. 15 п.1, ст. 32 п. 6, 7 Закона РФ «Об образовании», Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Шибертуйская СОШ.
2. Примерная программа по курсу «Математика» (1-4), авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина О.В.Савельева (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. – М.: Вита Пресс, 2010).
3.В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина О.В.Савельева . Математика,1 класс. Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2012.
4. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина О.В.Савельева . Математика,1 класс. Рабочие тетради. – М.: Вита-Пресс, 2012.
5. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина О.В.Савельева . Математика,1 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2012
Основная цель: сформировать понятие числа как результата измерения величин и ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуации, выводящих на это понятие.
Задачи:
Предметные задачи Педагогические задачи
Научиться выделять различные признаки предметов, производить сравнение предметов по этим признакам, выделить те признаки, с которыми связано понятие величины; Разработать «правила игры» во время урока;
Выделить предметные ситуации, описываемые разностным отношением и отношением целого и частей, освоить графические (чертежи) и знаковые (формулы) средства моделирования этих отношений; Сформировать особый вид контрольных действий («контроль-внимание») через организацию работы учащихся с образцом правильных действий и результатов;
Научиться измерять величину и использовать число как средство сравнения величин в ситуации, когда прямое сравнение величин невозможно; описывать процесс измерения различными способами (стрелочная схема, формула); Ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и оценку личности школьника;
Сконструировать числовую прямую, освоить способы сравнения, сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой; Ввести способы работы с тетрадью «мои открытия»
Освоить сложение и вычитание чисел в пределах десяти; Организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»)
Научиться решать задачи на сложение и вычитание в одно действие; Организовать освоение учащимися первых шагов самостоятельной работы;
Научиться различать простейшие геометрические фигуры. Обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
Детские действия:
- вычленение различных признаков предметов;
- сравнение величин, запись результата сравнения с помощью отрезков, формул;
- измерение величины с использованием заданной мерки;
- построение величины по заданной мерке и числу;
- построение числовой прямой по данным направлению, началу и мерке-шагу;
- выполнение действий сравнения, сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой;
- работа по нахождению целого или частей по чертежу, формуле;
- решение задач на отношение «частей и целого»;
- переход от одного вида модели к другой; -
Содержание курса первого года обучения
Содержание курса математики 1 класса
Величины и числа Средства моделирования Модельное описание практических ситуаций Пространственные формы и отношения Вычислительные навыки
Число как результат измерения величины. Линейный чертеж, линейная стрелочная схема, формула, числовая прямая, рисунок. Задачи на отношение частей и целого, решаемые в одно действие. Задачи на разностное сравнение. Точка, отрезок, прямая и кривая линии, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии. Сложение и вычитание в пределах десяти.
Признаки предметов. Величины, сравнение величин.
Логико-структурная схема содержания первого года обучения
Измерение величин. Число.
Отношения и действия
Геометрический материал
Тема 1. Признаки предметов. Величины, сравнение величин.
Цель: определение дошкольного опыта выделения признаков предметов через их сравнение, упорядочивание; определение дошкольного опыта по работе с понятием «величина».
1.1. Цвет, форма, размер.
1.2. Длина, ширина
1.3. Площадь.
1.4. Объем. Предметное моделирование отношений равенства-неравенства
1.5. Масса.
1.6. Графическое моделирование отношений равенства-неравенства.
1.7. Комплектование
1.8. Сравнение групп предметов относительно заданного комплекта.
1.9. Прямые и кривые линии. Точки. Отрезки. Ломаные линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Границы фигур
Планируемые предметные результаты по итогам изучения темы
Учащиеся смогут:
• Выполнять практические действия сравнения по заданному параметру;
• Употреблять название признака при ответе на вопрос о равенстве предметов;
• Показать два предмета, отличающиеся по другим параметрам;
• Подобрать предметы к отношению, представленному отрезками, передать отношение предметов отношением отрезков.
. Учебно-тематический план
№ Содержание темы
Формы организации образовательного процесса
урок практика презентация диагностика пр консультация ср
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Величины. Отношение между величинами. 12 ч.
1.1 Цвет, форма, размер 2
1.2 Длина, ширина 1
1.3 Площадь. 1
1.4 Объем. Предметное моделирование отношений равенства-неравенства 1
1.5 Масса.
1
1.6 Графическое моделирование отношений равенства-неравенства.
1
1.7 Комплектование 1
1.8 Сравнение групп предметов относительно заданного комплекта. 1
1.9 Виды линий. Точки. Границы фигур. 3
Всего: 12
Тема 2. Величины и числа.35ч.
Цель: сконструировать способ измерения и построения величин, требующий укладывания мерки в величину, ввести понятие числа как способа описания результата измерения.
Изменение величины. Уравнивание величин.
Непосредственное и опосредствованное сравнение величин. Задача воспроизведения величины (построение величины, равной заданной). Измерение и построение величины с помощью мерки и числа. Знаковое и графическое моделирование действия измерения величин. Представление чисел метками. Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа). Свойства натурального ряда чисел. Числительные. Цифры.
Построение числовой прямой. Представление чисел в виде точек и отрезков на числовой прямой. Предыдущее и последующее число.
Моделирование отношения неравенства величин (больше-меньше) на числовой прямой. Сравнение чисел. Число как результат измерения величины – числовое значение величины (количественный аспект числа). Зависимость числового значения величины от выборки мерки. Именованные числа. Стандартные единицы измерения и счета.
Планируемые предметные результаты по итогам изучения темы
Учащиеся смогут:
• Сравнивать величины и записывать результаты сравнения величин буквенными формулами;
• Подбирать величины к заданной формуле;
• Правильно выполнять построение (отмеривание) величины по схеме;
• Описывать результат измерения с помощью общепринятых арабских цифр;
• Правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой;
• Решать задачи на построение (отмеривание, восстановление) величины с помощью мерки и числа и нахождение мерки с помощью величины и числа;
• Выделять часть величины, соответствующую числу 1;
• Воспроизводить последовательность числительных в пределах 10, знать цифры;
• Строить числовую прямую, выбирая начало, направление и шаг; находить точку для заданного числа и определять число, которое соответствует данной точке;
• Понимать принцип последовательного расположения чисел на прямой; каждое следующее число отстоит от предыдущего на шаг;
• Представлять числа и величины отрезками числовой прямой;
• Сравнивать число на числовой прямой; устанавливать зависимость между величинами и числами при условии использования одной и той же мерки;
• Понимать зависимость между мерками и числами при измерении одной и той же величины;
• Знать единицы длины и счета.
Учебно-тематический план
№ Содержание темы
Формы организации образовательного процесса
урок практика презентация диагностика пр консультация ср
1 2 3 4 5 6 7 8
2. Действия с величинами 35 ч.
2.1 Изменение величины 22-24
2.2 Введение буквенных обозначений величин 25-29
2.3 Запись результатов сравнения. Знаки равенства и неравенства. 30-32
2.4 Упорядочение величин 33-34
3. Введение числа
3.1 Сравнение величин с помощью посредника 1 35
3.2 Измерение величин. Мерка и метка. 1 1 36
3.3 Свойства числового ряда 2 40-44
3.4 Составная мерка 1 45
3.5 Результаты измерения. Число 1 2 46-49
3.6 Письмо цифр. 1 1 5
4. Числовая прямая и сравнение чисел
4.1 Введение числовой прямой 1 50-52
4.2 Построение числовой прямой. Представление чисел и величин на числовой прямой. 3 1 53-57
4.3 Сравнение чисел и величин на числовой прямой 1 2 58
4.4 Зависимость между числами и величинами при измерении их одной и той же меркой. 1 1 1 60
4.5 Зависимость результата измерения от выбора мерки 63
4.6 Линейка как инструмент измерения 1 64
4.7 Единицы длины и счета 1 1 1 65-69
4.8 Письмо цифр 1 2 5
Всего
Тема 5. Разностное сравнение величин.
Цель: уточнить отношение неравенства величин через их разность – величину, характеризующую степень различия между сравниваемыми величинами.
Предметные способы уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Уточнение неравенства величин: разностное отношение (больше-меньше на…). Графическое моделирование разностного отношения величин.
Моделирование разностного отношения величин на числовой прямой. Нахождение значения разности между величинами по их значениям с помощью числовой прямой. Разностное отношение между числами. Сложение и вычитание чисел. Знаки «+» и (-). Присчет и отсчет. Случаи сложения и вычитания а+_1, 2,3 (в пределах 20). Число 0. Обозначение чисел буквами. Выражения.
Простейшие текстовые задачи на разностное отношение величин (нахождение большей или меньшей величины).
Планируемые результаты обучения и система оценивания.
Планируемые метапредметные результаты
Учебная грамотность
Информационная грамотность Коммуникативная грамотность
Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу; Формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; Использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
Производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев; Проводить самостоятельные наблюдения; Инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
Сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты; Формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; Договариваться и приходить к общему мнению или решению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
Выполнять задание на основе заданного алгоритма; Находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; Использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику; Использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации.
Отличать известное от неизвестного в специально созданной учителем ситуации; Записывать открытых на уроке способов в тетрадь «Мои открытия»;
Совместно с другими (в т. ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Таблица 4
Планируемые предметные результаты и действия учащихся для
достижения этих результатов.
Предметные результаты Содержательная область Средства математического действия (понятия) Математические действия
Выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнение предметов;
Строить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
С помощью числовой прямой сравнивать числа, находить их сумму и разность;
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 (на уровне навыка);
Числа и вычисления числовая прямая; Вычленение различных признаков предметов;
Сравнение величин , запись результата с помощью отрезков, формул; представление чисел на числовой прямой;
выполнение действий сравнения, сложения и вычитания чисел с помощью числовой прямой;
Отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной меркой и описывать эти действия с помощью схемы и формул; Измерение величин Отношение между числом, величиной и единицей;
Отношение «целого и частей»; Прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы);
Измерение величины с использованием заданной мерки; построение величины по заданной мерке и числу;
Работа по нахождению целого или частей по чертежу, формуле;
закономерности «индукционный шаг»;
Повторяемость; Вычисление количества элементов в структурированном объекте;
Выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях;
Описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формулы;
Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие зависимости Отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, разностное, «целое и части»); Решение задач на отношение «частей и целого»;
Описание зависимостей между величинами на различных математических языках (чертеж, схема, формула);
Переход от одного вида модели к другой;
Различать геометрические фигуры: прямую, луч, отрезок, ломаную. Элементы геометрии Форма и другие свойства основных геометрических фигур Распознавание геометрических фигур;
Определение взаимного расположения геометрических фигур.
Показатели и критерии оценивания
Для проведения контрольно-оценочных действий по достижению планируемых предметных результатов предметное содержание представлено в виде матрицы (табл.4.). В первом столбце даны планируемые предметные результаты, во втором – содержательные области предметного содержания, в третьем перечислены математические средства, овладение которыми определяет меру учебно-предметной компетентности, а в четвертом – действия учащихся, в которых данные средства используются.
На основе приведенной технологической матрицы разрабатываются математические трехуровневые задачи: 1 уровень (формальный); 2 уровень (предметно-рефлексивный); 3 уровень (ресурсный).
Учебно-методическое обеспечение.
1. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О, В. Математика, 1 кл. Учебник, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О,В. Рабочая тетрадь по математике, 1 класс. Часть 1- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
3. Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О, В. Обучение математике, 1 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010
| |
Просмотров: 1885 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |