Каталог файлов
Главная » Файлы » Рабочие программы |
Программа элективного курса "Литература Бурятии". 4 класс.
11.01.2014, 20:53 | |
Пояснительная записка В современной системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих на данной территории. В основу рабочей программы по элективному курсу «Литература Бурятии» для 4 класса МБОУ Шибертуйская СОШ положены Методические рекомендации к книге для чтения « Тоонто нютаг» в начальной школе, разработанные Г. С. Санжадаевой, О. П.Кушеевой, и обеспеченная учебником ( Санжадаева Г. С. Кушеева О. П. Тоонто нютаг: книга для учащихся 1-4 классов русских школ. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009). На изучение содержания программы в учебном плане выделяется 1 час в неделю. В Стандартах начального образования четко обозначены цели и задачи уроков литературного чтения: -овладение навыками осознанного чтения, выразительного и беглого чтения; -развитие художественно-творческих способностей младшего школьника, формирование эмоциональной отзывчивости; -воспитание интереса к чтению, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре Родины. Программа курса «Литература Бурятии» имеет цель: -приобщить учащихся младших классов к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к художественным произведениям детских писателей и поэтов Республики Бурятия. Основными задачами являются: -формирование интереса к культуре народов региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям; -усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного курса - произведений фольклора и детской литературы. Содержание программы. Важными критериями отбора произведений являются их соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся. Программа по элективному курсу «Литература Бурятии» предполагает изучение устного народного творчества народов региона – бурятские и монгольские сказки, пословицы, поговорки; - стихотворные и прозаические произведения бурятских поэтов, писателей. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно-фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа, т. е. объяснение мира. Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы, так детям с малых лет внушается идея гармонии человека и природы. В сказке «Мудрая мышь» отражается 12-летняя система летосчисления, в котором каждый год носит название животного. Дается объяснение, почему мышь оказалась на первом месте в этом списке и начинает новый цикл. Народная мораль всегда справедлива, осуждает глупость, жестокость, об этом свидетельствует другая бурятская сказка «Журавль». Буряты, веками занимавшиеся скотоводством и охотой, создали огромное количество устных произведений, насыщенных массой наблюдений за повадками домашних и диких животных. В сказке «Как собака друга обрела» дети знакомятся с преданием о приручении собаки, об отношениях собаки с другими животными. Великолепен образ мудрого, находчивого и неунывающего Будамшу в бурятской народной сказке «Хитрый Будамшу». Сказочное богатство бурят дополняется авторскими литературными сказками. В программу включена сказка основоположника детской литературы нашей республики Бавасана Абидуева «Оседлавший тигра», в котором, герой выступает как защитник и поборник правды. В основу литературной сказки «Шаалай и Шаанай» этого же автора легла народная сказка, где передана атмосфера веселого повествования – «сказки перед сном». Изучение сказки Чимита Цыдендамбаева «Светлая капля росы» поможет детям усвоить эмоциональный тон литературного произведения, школьники должны дать характеристику персонажам: каким являются по характеру старик и старуха. Сюжет сказки как считают фольклористы, навеян «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Также происходит знакомство младших школьников с эпическим жанром как одним из характерных жанров бурятского фольклора. Эпос зародился в глубокой древности как форма бытового повествования о важном для племени или рода событии, сюжетом которого служат случаи на охоте, необычайные явления природы, столкновения с другими племенами. Эпосы делят на архаические где, люди слабы, беспомощны, их спасает герой-демиург, т.е. божество, и героические – в котором, рассказывается о богатырях, которые защищают свой народ и свою родину от врагов и чудовищ. В бурятском фольклоре насчитывается несколько героических эпосов, которые дошли до наших дней в передаче народных сказителей. К ним относятся: «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Хараасгай-мэргэн», «Шоно-баатар». Изучение литературы Бурятии немыслимо без изучения пословиц и загадок. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью. Бурятские народные загадки представляют замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемые с целью испытания сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке. Тематика загадок весьма разнообразна. На уроках литературного чтения в начальной школе происходит знакомство со стихотворными и прозаическими произведениями бурятских писателей. Цель изучения стихотворных произведений – помочь детям увидеть своеобразную красоту нашей природы, познакомить с творчеством поэтов-классиков Ц. Дона, Д. Батожабая, Д. Жалсараева, Н. Дамдинова. При изучении произведений важно дать школьникам почувствовать, что такое юмор в литературном произведении. При чтении и изучении поэтических произведений Ц.Номтоева, Ц-Б.Бадмаева ученики получают представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Поэзия обладает способностью выражать эмоциональное состояние человека от общения с природой. В стихотворении Ц.Жимбиева передается ритм народного танца, его энергия. Ёхор как танец и хороводная песня возникли в глубокой древности как торжественная песнь в честь богов и духов природы, позднее стала жанровой формой устного народного творчества. Ёхор – круговой танец, существующий у бурят с древнейших времен, круг имел символическое значение, был олицетворением солнца. В ёхорных песнях выделялись запев, припев и рефрен. До сих пор ёхор остается любимым танцем бурятского народа. Почувствовать красоту окружающего мира, увидеть необычайное в обыденном, повседневном дети могут, изучая стихотворения «Семицветный мост», «Как я рад за тебя!», в них использованы олицетворение, сравнение, эпитеты. Дети должны обратить внимание на эти изобразительно-выразительные средства языка, которые передают красоту окружающего мира и восхищение лирического героя, его настроение. При знакомстве с творчеством бурятского поэта Дондока Улзытуева раскрывается понятие «тоонто», «тоонто нютаг» как священные понятия, символ связи человека с родной землей, отчим краем. В программу включены нравоучительные рассказы из жизни детей. Таким рассказом является рассказ В. Петонова «Моя маленькая Сэсэгма». Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны усвоить понятия, связанные с общими свойствами литературы как вида творчества: • Знать фольклорные жанры (сказка, пословица, поговорка, загадка); • Художественный герой, авторская позиция; • Дать характеристику героям, оценивать их действия, поступки. Тематическое планирование уроков по курсу «Литература Бурятии». № урока Тема урока Дата проведения Примечание Читаем сказки, улигеры, пословицы, загадки 1 «Мудрая мышь». Бур.нар.сказка 2 «Змея и муравьи» Бурятская сказка 3 «Журавль» Бурятская сказка 4 «Лиса, Олень и Ворон» 5 «Пять пальцев» Бурятская сказка 6 «Как собака друга обрела» Бурятская сказка 7 «Глупый волк» Бурятская сказка 8 «Хитрый Будамшу» Бурятская сказка 9 «Гэсэр Богдо хубуун» Бурятская сказка 10 «Старик хоридой» Бурятская сказка 11 «Оседлавший тигра»Бавасан Абидуев 12 «Шаалай и Шаанай» Бавасан Абидуев 13 «Жибжэнэй Мэргэн» Ц. Дон 14 «Сказание о храбром Баторе Сэнгэ» Д. Батожабай 15 Пословицы, поговорки, загадки Писатели и поэты Бурятии - детям 16 Галдан и Баяр Ч. Цыдендамбаев 17 Светлая капля росы Ч. Цыдендамбаев 18 Ягода облепиха Африкан Бальбуров 19 У нас в Бурятии Африкан Бальбуров 20 Нерпы Африкан Бальбуров 21 Цветы Ч. Цыдендамбаев 22 Родословная Как я рад за тебя! Николай Дамдинов 23 Рыбак Четыре неба Николай Дамдинов 24 Моя маленькая Сэсэгма Владимир Петонов 25 В лесу Владимир Петонов 26 Песнь Нового Года Д Улзытуев 27 Тоонто Д Улзытуев 28 Игра в кости Цокто Номтоев 29 Мужчина Цырен-Базар Бадмаев 30 Пусть такое с тобой случится Цырен-Базар Бадмаев 31 32 Эрдэни Цырен-Базар Бадмаев Рогатка Ц-Д Дондогой 33 Ёхор Цыденжап Жимбиев 34 Жаворонок Дамба Жалсараев Литература 1. Дамдинов Н. Г. На этой планете. Стихи и поэмы. - Москва «Современник», 1979. 2. Жалсараев Д. З. Прибайкалье моё. – Бурятское книжное издательство, 1979. 3. Санжадаева Г. С. Кушеева О. П. Тоонто нютаг: книга для учащихся 1-4 классов русских школ. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009. 4. Санжадаева Г. С. Кушеева О. П. Методические рекомендации к книге для чтения « Тоонто нютаг» в начальной школе. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009. 5. Табхаев Л. Золотые гольцы.Сборник прозы и стихов. –Москва «Современник», 1986. 6. Улзытуев Д. А. Напев. Стихотворения. - Москва «Современник»,1983. | |
Просмотров: 2764 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |