Понедельник, 24.02.2020, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Цыдыпова Ольга Дабаевна

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа по обучению грамоте.
13.01.2014, 14:59
/prilozhenie.docx                                                    Пояснительная записка.
     Учебная программа по обучению грамоте составлена в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании», Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Шибертуйская СОШ.
2. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.//Русский язык: Программа для четырехлетней начальной школы // Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.:Вита-Пресс, 2001.
3. Восторгова Е.В.,Чеботкова Л.В. //Краткий методический комментарий к Букварю.// Пособие для учителя начальной школы.//- М.: Вита-Пресс, 2009.
4. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Левин В.А.//Букварь. Учебник для первого класса: ч 1,2.//-Вита-Пресс. 2012.
5. Агаркова Н.Г. //Тетрадь по письму. Ч: 1,2,3,4.// Вита-Пресс. 2012.
Цель: овладение способами письма и чтения 
Задачи: 
Выделить номинативное значение слов;
Освоение звуковой структуры слова;
Введение букв для обозначения звуков;
Формирование орфографического действия;
Систематизация буквенного состава.
 
Обучение грамоте представлено в программе пятью разделами. Первый раздел подготовительный. Но значение его исключительно велико, так как именно здесь происходит выделение в сознании ребенка собственного предмета русского языка – слова. 
Первоклассники приходят в школу с различным уровнем овладения родной речью. Но независимо от умения пользоваться словарным богатством языка и разнообразными синтаксическими конструкциями, позиция ребенка относительно речи носит практический характер. Речь существует для него в её коммуникативной функции (как средство общения) без ясного осознания общих закономерностей, которым она подчиняется, без её элементов (слов, звуков и т. д.). Так, например, слово дошкольниками не отделяется от предмета, они не подозревают о том, что слово имеет свою собственную жизнь и особенности строения.
Лишь в результате специального обучения позиция ребенка относительно речи приобретает теоретический характер: ученик начинает выделять и элементы речи, и её законы и осознанно оперировать ими.
Для успешного обучения учащихся чтению и письму важен своевременный переход на теоретическую позицию, чтобы система родного языка осознавалась ребенком и выступала объектом его сознательной деятельности. Поэтому важно с первых же уроков русского языка разграничить в представлении учащихся предмет и слово, его называющее. Выделив слово как объект изучения, можно развернуть работу по установлению основной функции слова – номинации.
Учитывая, что минимальная коммуникативная единица языка – слово – является именем, символом, знаком того или иного предмета или явления и, как каждый знак (ср. дорожные знаки, нотные знаки), имеет две стороны: значение и форму. Задачей первого раздела программы и является выделение номинативного значения слова,  рассматривание формы слова – второго раздела.
Содержанием действий детей при чтении и письме является «звуковая действительность языка» (Д.Б. Эльконин). На данном этапе дети учатся воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональные характеристики: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие  (см. прил. «Способ определения количества и последовательности звуков в слове»). При этом выяснение свойств слова как звуковой единицы происходит в непосредственной связи с анализом его лексического значения. Таким образом, учащиеся практически осваивают отношения между звуковой структурой слова и его значением.
Третий раздел является основным в программе обучения грамоте. Здесь начинается обучение к чтению и письму. Буквы одна за другой вводятся в целостную звуковую модель слова. Анализ слова ведется по-прежнему в двух направлениях: от слышимых и произносимых слов к условному обозначению их звукового состава и от заданной  звуковой последовательности к воссозданию звучания слова. Условные значки звуковой модели постепенно заменяются буквами. 
Переход к разделу начинается с выяснения знаковой природы букв. Поскольку учащиеся уже различают звук и его условное обозначение, буквы вводятся как один из бесконечного числа возможных вариантов условной записи звукового состава слова.
Материал в учебнике подобран таким образом, что на первом этапе составления смешанной звукобуквенной модели отношение между звуком и буквой такое: один звук обозначается одной буквой. Такое соотношение ученики наблюдают и при знакомстве с первыми четырьмя согласными.
Лишь только смешанная звукобуквенная модель сменяется полной, буквенной записью слова, начинается обучение слоговому чтению слов (см. прил. «Алгоритм чтения»).
Одновременно с механизмом слогового чтения формируется и механизм слогового письма. При записи слова, как и при чтении, единицей, которой оперирует ученик, является слог. Поэтому на первом этапе обучения письму ученики до записи слов выделяют в нем слоги, фиксируют результат этой работы в слоговой модели слова и лишь, затем записывают слово по слогам. Условие – послоговая диктовка (см. прил. «Алгоритм записи слова по слуху»).
Четвертый раздел является продолжением предыдущего. В рамках данного раздела учащиеся знакомятся с согласными буквами Ж, Ш, Ч, Щ,Ц, Й, обозначающими непарные по твердости-мягкости или звонкости-глухости согласные звуки, узнают о функциях букв Ь и Ъ.
Необходимость выделения этой части программы в отдельный раздел обусловлена тем, что акцент в организации деятельности учащихся смещается с формирования действий чтения и письма на формирование первоначального представления об орфографическом действий.
Условно содержание раздела можно разделить на две части. В первой конкретизируется позиционный способ обозначения звуков буквами. Во второй ставятся и решаются собственно орфографические задачи, связанные с обозначениями гласных после шипящих и Ц, с обозначением звука [й] с помощью ь и ъ знаков и гласных букв Я, Ю, Е, Ё, И., с обозначением мягкости согласного звука в позиции перед мягким согласным. В рамках данного раздела начинается  работа по формированию способа письма по заданному образцу (списывание). Умение списывать формируется как последовательность четко обозначенных операций (см. прил. «Алгоритм записи высказывания»).
Заключительный раздел программы включает в себя знакомство учащихся с русским алфавитом. Он также предусматривает упражнения, в которых рассматривается соотношение между звуковым и буквенным составом языка, и тексты для отработки уже сформированных способов письма под диктовку и письма по заданному образцу, предлагает материал для формирования способа «смыслового чтения».
 
Продолжительность изучения программного материала  составляет приблизительно 24 недели по 9 часов.
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета и планируемые результаты, календарно-тематиеское планирование, указанные выше приложения, пакет контрольно-диагностических работ.
 
 
 
 
Категория: Рабочие программы | Добавил: Ольга
Просмотров: 681 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]